Этюд на заданную тему

trening-1.5В том, что новое — это чаще всего хорошо забытое старое, мы убеждались не раз. По-настоящему революционные идеи появляются очень редко.

Взять, например, преподавание иностранных языков. В рекламных объявлениях  языковых школ часто встречается фраза: «обучаем по современной коммуникативной методике». Иногда этот метод преподносится как некий особенный, новый, чуть ли не эксклюзивный способ изучения языка. На самом же деле «коммуникатив» — это всего-навсего несколько усовершенствованная и красиво «упакованная» традиционная методика, по которой преподавали еще в советских школах. Ведь и там и там обучение строится на одних и тех же принципах! Людям сначала дают «кубики»: лексику, языковые формы, грамматику. А потом пытаются научить их собирать из этих разрозненных «деталей» речь на иностранном языке.

В наследство от традиционной методики коммуникативу досталась и большая любовь к повторениям. Ученик должен много раз повторять одни и те же слова и конструкции, буквально вдалбливая их в сознание. В коммуникативной методике даже есть специальное определение – «drilling», от английского «drill» — дрель, сверло. На мой взгляд, это больше похоже не на освоение языка, а на дрессировку. Что ж, медведя тоже можно научить кататься на коньках, только вот нравится ли это медведю?

Иллюзия жизни

Такое «сходство характеров» мы обнаружили, когда провели анализ. Безусловно, в каждом есть свои плюсы. Но их главный недостаток в том, что они сфокусированы на процессе обучения языку, а вовсе не на человеке и его речи. Это изначально нивелирует принцип развития человека через речь, заложенный самой природой.

Правда, создатели коммуникативной методики придумали ролевые игры: сначала ученики осваивают лексику и грамматику, а потом пытаются обыграть их в ситуациях, приближенных к жизни. Участникам «игры» раздаются роли и «слова». И они должны вовремя произнести свои «реплики». Это напоминает театр — иллюзию реальной жизни. Но если талантливым актерам удается «проживать» придуманную ситуацию, то обычным слушателям языковых курсов это вряд ли под силу. Они просто в очередной раз повторяют «материал», который часто им вовсе неинтересен. У них нет мотивации. Потому что это не их жизнь! Результат – масса усилий и низкий уровень владения языком.

Свобода выбора

Чтобы человек смог эффективно осваивать чужой язык, он должен на нем жить!

Языковой клуб использует методику, которая опирается на эмоции. Ведь именно они движут всеми человеческими поступками. А чтобы эти эмоции стали и движущей силой занятий иностранным языком, вместо ролевых игр мы ввели этюды.

Участникам группы тоже раздаются роли, но это, скорее «маски», под которыми они могут оставаться собой. Никаких заранее придуманных реплик! Речь всегда рождается только в процессе общения. «Герой» думает сам, какие слова и в какой момент произнести. Полная свобода выбора! Главное – решить поставленную задачу. В центре внимания – не учебный процесс, а личность каждого ученика. И в этом – принципиальное отличие этюдов от ролевых игр.

Никогда заранее не известно, что случится в финале. Возможно, человек вообще откажется «ехать за границу» или «заказывать обед в ресторане». Обстоятельства в этюде могут измениться в любой момент. Создается интрига – это делает процесс по-настоящему живым.